"ВИМАНИКА ШАСТРА" И ДРУГИЕ
“Оглашение
дхармы сопровождается ударами в барабан: таким
образом можно достигнуть большего, чем было на
протяжении сотен столетий, когда, чтобы привлечь
внимание народа, использовали демонстрацию
небесных колесниц, огненных пуль или слонов…”
(4-ый пункт Едикта царя Ашоки (268-232 гг. до н.е.,
Индия)
Справка из “Советского энциклопедического
словаря”, издания 1980, с. 96:
Ашока – правитель
из династии Маурья древнеиндийской Магадхской
империи в 268-232 гг. до н.э. Государство Ашоки
охватывало территорию почти всей Индии и части
современного Афганистана. Покровительствовал
буддизму. Указы Ашоки (“Надписи Ашоки”),
дошедшие до нас, важный исторический источник
эпохи Маурьев.
Некоторые детали: дед Ашоки,
индийский царь Чандрагупта, умер почти за 300 лет
до н.э. Ему наследовал его сын Биндусара,
правивший 25 лет. Индия в это время поддерживала
контакты с другими странами, в частности, с
Грецией и Египтом. Египтяне для своих тканей
закупали краску “индиго” и заворачивали свои
мумии в индийский муслин. От греков у двора
Чандрагупты был посол Мегасфен. Он сообщал о
любви индийцев к пышному и красивому убранству, а
также о том, что индийцы любят обувь на высоких
каблуках. И есть историческое предание, что когда
он однажды завел разговор об астрономии на
приеме у Чандрагупты в 302 г. до н.э., последний
заявил: “Наши
брахманы считают, что Земля – это шар!”
Ашока стал преемником Биндусары в 268 году до н.э.
На 9 году своего правления он решил завоевать
Калингу – область на восточном побережье Индии.
Народ Калинги сражался храбро, но в конце концов
сдался после страшного кровопролития. Эта война
глубоко подействовала на Ашоку и он проникся
отвращением к каким-либо войнам. С тех пор он стал
проповедовать мир и призывал к этому из своих
многочисленных эдиктов, которые высекались на
камне и на металле. Основой его законов стали
законы Будды, верой в которого ревностно
проникся Ашока, а незадолго до своей смерти в 226
году до н.э. он стал буддийским монахом.
Что касается перехода слонов через Альпы с
войском Ганибалла, то это даже исторический факт,
а упоминание о “небесных колесницах” до сих пор не нашло официального
признания. Это один из моментов, который не
вписывается в официально принятую
последовательность исторического развития
человечества от примитивных орудий труда до
более сложных. Поэтому их обычно игнорируют, как
игнорируют и другие сообщения о полетах на
технических устройствах, переводя такие
сообщения в разряд мифов, сказок и былин.
Например, на одной древневавилонской глиняной
табличке (4700 лет тому назад) ученые нашли начало
описания полета некоего Этаны к “богам”:
“Этана
обратился к богу солнца Шамашу, чтобы он дал ему
знаки царской власти и “траву бессмертия”.
Шамаш посоветовал герою лететь на небо к
главному богу Эну на “божественном орле”. “Я
подниму тебя к трону Эну”, – сказал Этане орел.
Они летели в течение часа, а потом орел сказал:
“Взгляни вниз – какой стала Земля!” Этана
взглянул вниз и увидел, что Земля стала как холм,
а море – как озеро. Они летели еще час, и Этана
опять посмотрел вниз: Земля уже была, как
мельничный жернов, а море – как миска. По
истечении третьего часа полета Земля уже была,
как “лунный диск”, потом – как “коржик”, и,
наконец, совсем исчезла…”
К сожалению, продолжение путешествия Этаны не
найдено.
(Здесь и далее используются фрагменты из книги “Загадки древности. Белые
пятна в истории цивилизации”,
которая на украинском языке была издана киевским
издательством “Вэсэлка” в 1988 г., авторы –
Г.Е.Бурганский и Р.С.Фурдуй. В этой книге полетам
древних посвящена целая глава под названием
“Путями ветров”, состоящая из следующих
разделов:
– А были ли первыми братья Райт?
– Древние
модели и изображения.
– Виманы
индийских богов и героев.
– Мифы или
отголоски действительности?
–
Рукотворные аппараты.
–
Сенсационные подробности.
– Легенды
Востока.
Г.Е.Бурганский и Р.С.Фурдуй были авторами статей
в некоторых газетах 1989 года. Кроме того,
используются материалы разной периодики 90-х
годов).
Аналогичное полету Этаны, найдено описание
полета Еноха на небо, древнейший вариант
которого обнаружен в конце 40-х годов 20 века среди
текстов, обнаруженных в Кумранских пещерах на
берегу Мертвого моря (Ближний Восток). В своем
путешествии Енох летел все выше и выше, пока не
достиг “эфира”. Там он увидел “тьму темнее
земной” и “глубину бездны”. На “четвертом
небе” он был поражен и удивлен блеском лучей
Солнца и Луны, светивших одновременно. Причем, по
его словам, Солнце светит в семь раз сильнее Луны.
Кроме того, Енох увидел “места светил” и узнал о
кругах, по которым светила проходят, как ветер,
двигаясь вперед с непостижимой скоростью и не
имея ни дня отдыха.
В одной из древнейших книг мира – индийском
тексте “Сурья Сиддханта” рассказывается о
сиддхах и видьядхарах – философах и ученых,
которые якобы могли в прошедшие времена летать
“ниже Луны, но выше облаков”. Другая древняя
индийская книга, “Самарангана Сутрадхара”,
рассказывает о далеком прошлом, когда люди
летали по воздуху на небесных кораблях.
Древнеиндийские тексты утверждают, что бог
Гаруда представлял собой сочетание птицы и
человека. Он странствовал по космосу, посетил
Луну и даже Полярную звезду (которая отстоит от
Земли на 50 световых лет).
Судя по древнеиндийскому эпосу “Махабхарата”,
все боги – Индра, Ямя, Варуна, Кувера, Брахма –
имели по собственному “отблескивающему
серебром” городу, похожему на огромное колесо,
которые вращались над планетой подобно
межпланетным станциям. В одном из таких
космических поселений насчитывалось до 8 тысяч
человек. Из широких ворот городов Богов вылетали
“двухэтажные небесные колесницы со многими
окнами, сверкающие красным пламенем” и которые
назывались “виманас”. Они вмещали до 12 –ти
человек. “Виманас” могли зависать в воздухе,
перелетать на большие расстояния с большой
скоростью (“со скоростью мысли”), подниматься
“ввысь, за облака, туда, где одновременно видны и
Солнце, и звезды”. Но кроме транспортной задачи,
“виманас” могли использоваться и с боевыми
целями. Они имели мощное и разнообразное оружие.
Причем, с точки зрения современных знаний,
оружие, упоминаемое в древнеиндийских эпосах,
можно разделить на несколько видов: на обычное тротиловое, на такое, что
“поражает целые страны и народы на протяжении
поколений”, т.е. ядерное
(например, т.н. “голова Брахмы”, упоминаемая в
“Бхишма Парва” или оружие в манускрипте “Дрона
Парва”) и на лазерное (“Копье
Индры”, которое управлялось кругообразным
отражающим механизмом и ничем не стреляло, а
включалось, как прожектор и испепеляло цель, на
которую его направляли).
Летательные аппараты являются основным
средством передвижения главных героев и другого
знаменитого древнеиндийского эпоса –
“Рамаяны”. Демон Равана украл жену Рамы Ситу и
увез ее на небесной колеснице в крепость на
Цейлоне. Во время полета они были атакованы
Джатхой – огромной “птицей”, подобной
самолету-истребителю. Рама стал воевать с
Раваном, главная битва между которыми произошла
в воздухе. Равана был побежден с помощью
смертельного оружия Брахмы, даного герою святым
Агосьей и напоминающего ракету “воздух-воздух”.
После победы Рама усадил Ситу в огромный
прекрасный двухэтажный воздушный корабль,
снабженный окнами, украшенный флагами, с
несколькими комнатами для пассажиров и экипажа.
Эта колесница издавала мелодичный звук, слышимый
на земле. “Летела над безоблачным
небом колесница Пушна, и десять тысяч радостных
голосов славили Раму”.
Тибетский текст 13 века “Ясное Знание”
рассказывает, что первая раса людей умела летать
по небу, но постепенно эту способность утратила.
В священной тибетской книге “Ганжур” есть
рассказ о том, как “великий учитель”
Падмасамбхава полетел на небо: “Тут
в небе появились облако и радуга, и они
опустились очень низко. Посреди облака стоял
конь из золота и серебра… Весь мир мог видеть,
как этот конь… бежал по воздуху. Когда конь
поднялся вверх на локоть, Падмасамбхава
обернулся. “Не будет конца поискам меня!” –
сказал он и полетел. Правитель же и свита его
были, как рыбы на песке. Когда они посмотрели
туда, то увидели, что Падмасамбхава стал размером
с ворона; когда они опять туда посмотрели, то
увидели, что он уже величиной с дрозда, а потом
стал, как муха, а потом уже стал почти совсем не
виден”…(и исчез).
Очень интересное языковедческое исследование
провел в 1965 году кандидат филологических наук
В.К.Зайцев по поводу выражения в русском языке: “тьма кромешная” как синонима полной, абсолютной темноты.
Дело в том, что слово “кромешный” по словарю
В.И. Даля означает “крайний” или “наружный”,
базируясь на корне “крома”, то есть “край,
кайма, рубеж”. Возникает вопрос: почему слово “тьма”
сочетается со словами “крайняя”, “наружная”, “рубежная”? На основании дальнейших
рассуждений В.К.Зайцев делает вывод, что древним
людям было известно о черноте космического
пространства. Но для этого должны были быть люди,
которые сами убедились в этом факте. А сделать
они это могли только с помощью летательных
аппаратов. И на чем летали?
В газете “Труд” за 11 декабря 1988 года был
опубликован небольшой репортаж из Индии
собственного корреспондента газеты
А. Артамонова под заглавием “Кто были индийские “Икары”?”. В основной его части говорится:
“… Как и во многих сказках народов мира,
индийские боги и мифические герои также летают
по небу. Но не на волшебных коврах-самолетах, а на
“виманас” – управляемых машинах… Причем,
описание летательных аппаратов во многих
мифологических произведениях дается с такими
техническими подробностями, что трудно
усомниться в их реальности.
В одном из трактатов древних упоминается 32
секрета, связанных с управлением “виманас”. К
ним относится, говоря современным языком,
применение радаров, солнечной энергии и
топографии.
В писании древних “Виманика Шастра”
сообщается о том, что летательные аппараты
делались из специального огнестойкого металла
под названием “сомакас, соундалика и
моуртхвика”. В тексте упоминается также семь
видов зеркал и линз, которые устанавливались на
борту машины в оборонительных целях, а также для
атаки. Так называемое зеркало “пинджула”,
например, служило своего рода “визуальным
щитом” для защиты пилота от ослепления лучами
противника. Оружие “марика” (подобие лазерного
луча) применялось для поражения летательного
аппарата противника.
В том же труде “Виманика Шастра” упоминается
огромный воздушный корабль “трипура вимана”,
работающий на солнечной энергии. А другая
громадина под названием “шакуна вимана”
представляется в описании древних чем-то средним
между самолетом и современной ракетой. Внешний
вид ее, по крайней мере напоминает космический
корабль многоразового использования. В другом
научном произведении глубокой старины
“Самарангана Сутрадхаран” 230 строк посвящено
описанию принципов строительства летательных
аппаратов и использованию их в войне и в мирное
время.
…Подробное техническое описание летательных
аппаратов – “виманас” – свидетельствует о том,
что речь идет…, возможно, о каких-то непознанных
реалиях прошлого, забытых нынешней цивилизацией.
Во всяком случае, на состоявшейся в индийском
научном центре Бангалоре международной
конференции по аэронавтике с большим интересом
было заслушано сообщение итальянского ученого
Роберто Пинотти о результатах его сенсационных
исследованиях индийских манускриптов. Он
призвал к более глубокому ознакомлению с научным
наследием древних индийцев, прежде чем относить
его к разряду человеческой фантазии.
В Индии известно, что перед второй мировой
войной германские представители вовсю скупали
древние индийские трактаты по летательной
технике и отправляли их в третий рейх, –
очевидно, не ради библиографической экзотики”.
Что касается попыток немцев в 30-х годах создать
летательные аппараты нового типа на основе
“знаний древних”, то есть информация, что это
делалось в рамках проекта “Врил”. Немецким
агентам удалось найти и переправить в Германию
манускрипты “Виманика Шастра” и “Самарангана
Сутрадхаран”. По данным британского журнала
“Focus”, одну из германских экспедиций в Тибет
конца 30-х годов возглавлял Эрнст Шафер. Все члены
экспедиции были эсэсовцами.
Ознакомившись с таким количеством
комментариев, было бы полезно перейти к чтению
текста самой “Виманики Шастры”, но оригинальный
текст мне не доступен. Однако, есть большая
статья, посвященная этой книге. Она опубликована
в № 9 украинского журнала “Наука i суспільство”
(“Наука и общество”) за 1987 г. Ее автор –
к.физ.-мат.наук Александр Пугач (в переводе):
Что летало в небе Древней Индии?
|
“Мечети
падают, дворцы рассыпаются в пыль, но знания
остаются” Улугбек |
Современная наука честно отмечает, что мы знаем
далеко не все из истории нашей цивилизации. И
даже среди того, что известно, остается немало
непонятного. История полна белыми пятнами.
Хорошо, если удается выявить ранее неизвестный
факт и органично связать его с предыдущими и
последующими частями исторического процесса.
Однако, иногда выплывает такое, что не
укладывается в сплетенную исторической наукой
цепочку. Ему как бы не хватает места в системе
наших представлений о прошлом. Тогда мы
удивляемся этой несинтеции и откладываем новое в
сторону, чтобы, как говорят, не портило нам
непротиворечивой картины нашего прошлого.
В начале столетия в Индии нашли рукопись на
санскрите – “Виманика Шастра”, автором которой
является древнеиндийский ученый-энциклопедист
Махараши Бхараваджа. В переводе с санскрита
“Виманика Шастра” означает “наука о
летательных аппаратах”. А сам термин “вимана”
автор рукописи расшифровывает так: “то,
что может летать в воздухе из одной страны в
другую, с одного острова ни другой, с одного мира
в другой, – и есть вимана”.
Мне посчастливилось познакомиться с рукописью,
точнее, с его английским переводом в научной
библиотеке индийского города Майсур во время
пребывания в этой удивительной стране.
Библиотека принадлежит восточному институту
исследований по санскриту, в ней собраны
уникальные документы индийского национального
литературного наследства.
Начинаешь читать этот документ и не веришь, что
в нем идет речь о технических устройствах,
способных перемещаться за счет собственной
энергии. Как-то невольно ищешь обычные сказочные
аналогии: ковры-самолеты, огнедышащих драконов,
божественные колесницы и т.п., но ничего похожего
в рукописи нет. По мере того, как углубляешься в
текст, растет уверенность, что вимана сделана
людьми и служит их целям.
Первый раздел (он называется “Пилот”) –
описывает 32 “секрета” или способа, либо методы,
которыми досконально должен овладеть пилот,
прежде чем сядет управлять сложным аппаратом. Он
должен знать устройство виманы, уметь выполнять
сложные маневры в воздухе, вести эффективные
боевые действия без аварий и потерь.
Содержание следующих разделов еще больше
“материализует” виману, выявляет ее
техногенную природу, исключает возможность
понимать ее как последствие мифотворения или
вымысел. В отдельных разделах детально
описываются части виманы, разные устройства для
ориентации в пространстве.
Из чего же сделаны виманы? Не из шкур ли
жертвенных животных и птичьих перьев? Вовсе нет!
Это летательные аппараты из металла. К тому же,
как отмечает Бхараваджа, ссылаясь на другие
источники, для изготовления виман нужны
специальные крепкие и легкие сплавы, способные
“противостоять разрушительным силам неба”.
“Виманика Шастра” называет три основных
металла - сомака, сундалика и муртвика. Из их
сочетаний получают 16 разных сплавов для
строительства виман. Делают все это не боги, а
умельцы. В отдельном разделе – “Металлы”
описываются плавильные печи и жаростойкие тигли,
компоненты сплавов. После сравнения с другими
древними индийскими источниками понимаешь, что
речь идет о железе, свинце, натрии, ртути, аммиаке,
селитре, слюде и т.д.
Движет виману в полете совсем не божественная
сила. Аппарат заправляют топливом, он имеет
собственную энергетическую установку. О рецепте
топлива ничего не известно, хотя временами
упоминается ртуть. Зато детально описаны баки
для него. Их емкость - 3-5 галлонов, или около 20
литров. Три-четыре таких бака размещаются в
вимане подальше от огня и тепла.
Сильно удивляет описание вспомогательной
аппаратуры и навигационных устройств древней
летательной машины. Тут есть зеркало “шактьякаршана” для сбора и
поглощения энергии из окружающего пространства
с последующей аккумуляцией. “Пранакундала”
– наиважнейшая часть виманы, но, к сожалению, ее
описание сильно туманно и содержит много
терминов оккультных наук. “Пуспина”
и “пинджула” служат для
молниеотвода. “Вишвакриятрадарпана”
– зеркало внешнего обзора, которое дает
возможность следить из виманы за происходящим
извне. Есть устройства для изменения размеров и
формы виманы в полете, для получения
искусственного затемнения, для выявления
поломок и неисправностей.
Описывается в рукописи даже одежда и питание
пилотов. Вот, например, несколько интересных
подробностей: “...Семейный человек
может принимать пищу один или два раза в день,
аскеты – раз в сутки. Другие могут есть четыре
раза в день. Пилот же должен есть пять раз в
сутки”. Для пилотов готовят специальную
ткань, из которой, “в соответствии с типом одежды
и по желаниям экипажа”, шьют одежду, “которая
повышает бодрость тела, ясность мыслей,
приумножает силу, энергию и самочувствие”. Таким
образом, назначение одежды – не ритуальное, а
целиком функциональное, она нужна для
эффективной работы экипажа.
Представляю, как не терпится читателю:
“постойте, разве все это возможно? Можно ли
верить написанному? Да и не сфабрикована ли сама
рукопись?” Приведу несколько собственных
соображений в пользу того, что “Виманика
Шастра” не является творением бредовых умов.
Махараши Бхараваджа – личность историческая.
Это факт – вне всяких сомнений. Он – автор
рукописей “Сраута Шастра” и “Политики”, его
имя упоминается в “Махабхарати”, на него
ссылаются некоторые древнеиндийские авторы. Это
он написал “Янтрасарвасву”, что в переводе
означает “Энциклопедия машин”. “Виманика
Шастра” – лишь невеликая чисть
“Янтрасарвасвы”, но оригинальная рукопись до
нашего времени не сохранились. Содержание этого
удивительного произведения только в 1918 году
пересказал устно один мудрец. Так говорит в
предисловии редактор английского перевода
“Виманики Шастры” доктор Джосиер. Однако, в
другом варианте этого творения, записанному на
хинди, значится, что оригинал нашли того ж таки 1918
года в санскритской библиотеке. Все поиски,
которые осуществлялись с целью найти ранние
копии манускрипта, пока не дали позитивного
результата.
Таким образом, содержание этой удивительной
рукописи стало доступно человечеству, когда уже
были известны основы воздухоплавания, летали
первые самолеты, авиация стала реальностью.
Разве не мог какой-нибудь незаурядный
фальсификатор, знакомый с основами
воздухоплавания, прикрывшись именем
ученого-энциклопедиста древности, сделать
подделку? Такое предположение имеет место для
существования. Но версия с подделкой
представляется малоубедительной и вот почему.
В 1907 году в Индии была опубликована книга
“Вимана калеха содха”, в которой описываются
конструкции нескольких летательных аппаратов и
сообщается о том, что в Бомбее в 1895 году была
испытана в воздухе машина, сконструированная по
описанию в “Виманика Шастра”. На испытаниях
присутствовал сам губернатор и другие известные
и уважаемые лица. Об этом деле составлен
официальный акт.
В пользу версии об очень давнем происхождении
“Виманики Шастры” говорит и языковый анализ
текста, выполненный индийскими специалистами-
санскритологами. Как сообщает профессор
Д.К.Канджилал из Калькутты, после старательного
исследования было установлено, что стиль
рукописи сохранил много специфичных черт,
характерных древним “шастрам”. Таким образом,
сомнительное обстоятельство по поводу того, что
содержание “Виманики Шастры” стало целиком
известно уже после того, как реальные аэропланы
поднялись в воздух, теперь можно понимать совсем
иначе. Именно тогда, когда развитие нашей
цивилизации достигло высокого уровня, стало
понятно действительное содержание рукописи,
которое раньше выглядело сказкой.
Против фальсификации говорит и такой факт. Как
утверждает профессор Д.К.Канджилал в книге
“Вимана в Древней Индии”, некоторые
манускрипты, которые попали в известные
коллекции древних рукописей, собранных
Бурнеллом и Райсом около 1884 года, имеют ссылки на
“Виманику Шастру”.
Все эти соображения усиливают доверие
к документу, хотя, повторяю, установить
оригинальность “Виманики Шастры” – дело
будущих исследований.
Мы хорошо понимаем, что такую техническую
конструкцию, как вимана, нельзя сделать на пустом
месте. Для этого нужны высокие знания и
соответствующая технология. Выдвигая сомнение
реальности древней виманы, мы выходим из
очевидной мысли о том, что высокие знания в одной
области науки неизбежно должны быть связаны с
прогрессом в смежных областях. Нельзя, например,
дознаться о спутниках Марса без достаточно
сложного телескопа. Для его изготовления
необходимо соответствующее оборудование, умение
варить и обтачивать стекло. Для вычисления
оптических элементов телескопа нужен сложный
математический аппарат, знание законов оптики и
т.д. Поэтому первая реакция читателя – недоверие.
Боевые летательные машины – и это во времена,
когда самым эффективным оружием были меч и
стрела?
И вот тут нас ждет еще одна загадка, возможно,
даже большая, чем предыдущая. В тексте рукописи
есть ссылки на многие книги из разных научных
дисциплин. Мы уже говорили, что в ней описаны
одежда для пилотов, “воздушные” металлы и
сплавы, конструкции плавильных печей и
жаростойких тиглей. Махараши Бхарадваджа
сообщает и про способы изготовления разных
зеркал и отражателей сложных геометрических
форм – треугольных, кубических. В рукописи есть
ссылки на способы выращивания и хранения в
соляных растворах разных кристаллов,
изготовления синтетического покрытия для
посуды, одежды, сидений; изготовления труб и
легких крепких тканей.
Автор не описывает все это сам, а ссылается на
манускрипты своих современников или
предшественников. Всего приводятся ссылки на 97
работ и трактатов, названы имена 36 авторов
рукописей по разным техническим вопросам. Есть
ссылки и на совсем экзотические документы, как,
например, “Нараянахар’ю”, в которой описано
устройство для получения кругового защитного
поля, которое охраняет виману в полете от
вражеских сил. К сожалению, почти все
цитированные источники утрачены. Да и
большинство авторов – это мифические и
легендарные личности, которые упоминаются лишь в
индийском эпосе. Однако некоторые из них –
Бодхананда, Вальмки, Лалла – личности
исторические.
Есть еще одно обстоятельство, которое
подвергает сомнению мысль,что “Виманика
Шастра” было сфальсифицирована в начале нашего
столетия. В рукописи идет речь о приборах и
методах; каких не имеет гражданская авиация
нашего времени; тем более; их не могло быть в
начале ХХ века.
Махараши Бхарадваджа описывает удивительные
возможности виман. Они могут двигаться зигзагом;
как змея; генерировать губительное для всего
живого излучение; становиться прозрачными;
невидимыми; похожими на облачко; использовать
энергию солнца и воздушных слоев; излучать тьму
(?) и ярким светом сжигать вражеские виманы.
Если в некоторых устройствах виман мы видим
прообразы современных приборов – телевизионной
аппаратуры; приборов для подслушивания; радара и
лазера; – то другие устройства древних виман
остаются пока что за границами возможностей
современной техники и технологии: возможность
мгновенно камуфлироваться; зигзагоподобное
движение; излучение; которое парализует и т.д.
Даже сегодня некоторое возможности виман
кажутся фантастическими. Разве можно было все
это; включая и достижения последних десятилетий;
так уверенно спрогнозировать в начале столетия;
предвидеть в то далекое время; когда “летающие
этажерки” (как называли тогда первые аэропланы)
представлялись фантастикой?
Ну и если “Виманика Шастра” – не мистификация;
то каким образом Махараши Бхарадваджа мог узнать
про виманы? И когда все это могло произойти?
Время написания “Виманики Шастры” точно не
установлено. Предполагают; что М. Бхарадваджа жил
в IV столетии до н.э. Однако, он цитирует авторов;
кроме Лалла; которые жили позднее. Если
содержание “Виманики Шастры” периодически
пополнялось; то это противоречие несущественно.
Ибо иначе М. Бхарадваджа не мог жить раньше VII
столетия н.э. Специалисты-санскритологи считают;
что текст рукописи; каким он дошел до нашего
времени, мог окончательно сформироваться
наипозднее в Х веке н.э.
Если взять это во внимание, то с уверенностью
можно сказать; что автор “Виманики Шастры”
своими глазами никогда не видел таких
летательных аппаратов: виманы не могли остаться
незамеченными в то уже историческое время и их
материальные следы обязательно нашлись бы.
Возможно, известный ученый лишь обработал и
передал знания; полученные кем-то другим в
прошлом. Он сам пишет, что благодаря божьей
милости постиг мудрость вед и выучил
произведения своих предшественников. И только
после этого излагает сконцентрированные
“знания для большой пользы человечества”. Как
известно; первые книги “вед”; дошедшие до нас,
написаны 3 000 лет тому назад. В связи с этим
становится понятным; что виманы; если они
существовали на самом деле; взлетали в воздух
где-то в IV – III тысячелетии до н.э.
Факт их очень давнего существования
подтверждает классическая древнеиндийская
литература. Так, на виманы есть прямые ссылки в
хорошо известных специалистам источниках:
“Самарангани Сутрадхари”, “Юктикальпатари”,
“Майяматами”. В “Самарангани Сутрадхари”,
например, не только говорится про машины; которые
летают; а в разделе XXXI перечислены детали их
конструкции, но и поясняется некоторая
сдержанность описания: “О том, как изготовлять детали для
колесницы, что летает, мы не рассказываем не из-за
незнания, а потому, чтобы сберечь тайну... Если эти
знания стали бы достоянием всех, устройства
могли бы быть использованы на зло”. Кроме того; ссылки но механизмы воздушных
аппаратов или на их полеты имеются в сотнях
стихов “Ригведы”, “Яджурведы” и
“Ахтарваведы”, а также в многочисленных
отрывках “Рамаяны”, “Махабхараты”, “Пуран” и
в других античных литературных трудах.
Сам термин “вимана” широко используется в
научно-технических манускриптах и не требовал
пояснений. В работах одного только Бодхананди
Вритти используется четыре литературных
источника, в названия которых входит корень
слова “вимана”.
Таким образом, “Виманика Шастра” – не
единственный документ древних времен, который
донес до ХХ века сведения о виманах.
Существование в далеком прошлом каких-то
летательных аппаратов отмечено во многих
источниках. Однако, “Виманика Шастра”
выделяется из них наиболее содержательным
изложением, единством и целостностью темы, что
роднит ее с современными научными монографиями.
При этом нельзя забывать, что описание виман в
большой мере зависит от личного (субъективного)
понимания автора и, ясное дело, не является
целиком адекватным реальности. М. Бхарадваджа
понимал виманы так, как диктовали ему тогдашние
научные категории и понятия. Потому-то в тексте,
кроме технического, почти документального
описания некоторых деталей, говорится о
божественной силе, добрых и злых духах, о семи
движущих силах бытия, тринадцати атмосферных
слоях и т.д. На точность информации, что дошла до
нас, наложили отпечаток еще и неимоверные
трудности, связанные с переводом, сделанным уже в
наше время. Много санскритских терминов не
переведено или переведено приближенно, как их
поняли сами переводчики.
Все эти обстоятельства, независимо от нашего
собственного восприятия “Виманики Шастры”,
создают объективные условия для сомнений, ибо
никто не мог бы поручиться, что все описанные
детали достоверны и точны. Однако суть дела, и это
без сомнений, передана правильно. В рукописи М.
Бхарадваджа идет речь о боевых технических
аппаратах, способных на большой скорости
преодолевать в воздухе значительные расстояния
и оборудованных для этого вспомогательными
устройствами. Их назначение и принцип действия
нам не всегда понятны. Однако содержание
рукописи не могло быть совершенно уж изменено
при переводе. К тому же, многочисленные мифы, как
мы теперь хорошо знаем, через тысячелетия
доносят до нас известия о событиях, являющихся
исторической правдой.
Кто, когда и где делал виманы – нам неизвестно.
Да и сам факт их существования потребует больше
серьезных доказательств, ибо это может привести
к большим изменениям в современной картине мира.
Немало основополагающих исторических сюжетов
придется пересмотреть, чтобы оставить место для
маленькой виманы.
Издатель и переводчик рукописи на английский
язык Дж. Джосиер называет в предисловии два
наивеличайших события нашего столетия: доставку
на землю образцов лунного грунта и поиски
“Виманики Шастры”. Можно не согласиться с
сильно завышенной оценкой этого документа. Но он
содержит такую поразительную информацию,
замолчать которую или просто отмахнуться от нее
уже нельзя. Остается либо подтвердить
достоверность “Виманики Шастры”, либо ее
опровергнуть.
Сегодняшняя ценность рукописи в том, что она
побуждает человека к творческому поиску, требует
от него новых усилий для познания истины, а это в
конечном итоге ведет к прогрессу.
|