Верховные языческие божества славян.
Понятие ЯЗЫЧЕСТВО, от "языки"(племена, народы) объединяет в себе принцип веры разных народов. Сама же вера этих народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой, весьма различной.
Славянское язычество развивалось по нескольким направлениям веры: В силы Космоса и природы (Сварога и его ипостасей). В Род и Рожаниц, В души умерших предков и духов (одухотворенной силы), В тотемных животных, пращуров и т.д.
СВАРОГ - Бог неба, небесного огня, отец Даждьбога, Сварожича (Бога земного огня) и других. Сотворил материальную Вселенную и отвечал за деятельность планет высшей системы, Сварлоку. Древние славяне считали его своим прародителем, называли дедом Вселенной. Все остальные боги были его ипостасями, т.е детьми, а славяне его внуками. Имел много имен: Исварог, Сваро, Стриборг, Род, Святовид, Прадо, Прадедо, Прадядо, Пращур, Щур и т.д На Руси почитался крестьянами в виде первого снопа урожая, пшеницы или ржи, поставленных в красный угол избы, хранимого до следующего урожая и использовавшегося в различных ритуалах языческого происхождения, но скрытых под христианскую символику. Имел также имена, связанные с плодородием: Сноп, Ниво, Вениво, Род - Рожанич (отсюда рожь), Зерно. По представлениям древних славян Сварог сотворил этот мир путем створаживания, сгущения материи. Поэтому творог или "створожина" был для них образцом и символом Творения Мира. Себя они считали Стварью, т.е. Творением Стварога (Сварога). Поэтому сладкая творожная пасха, обязательный атрибут христианского праздника Пасхи, в форме четырехгранной пирамиды, являющаяся символом Сотворенного мира, есть скрытое почитание Верховного Божества славян. ДАЖДЬБОГ - солнечное божество света, тепла и расцветающей природы. Является сыном Сварога. Вместе они представляли Богов "небес", а не "неба". Следует помнить, что в древности очень прочно укоренилось представление о "небесной тверди", разделяющей все надземное пространство на два яруса: в верхнем ярусе находились "хляби небесные" (запасы дождевой воды), а в нижнем, под гигантским куполом тверди, ходило Солнце, а края купола опирались на край Земли. Верхний ярус небес над твердью - царство Сварога. Нижний ярус с Солнцем и Землею - царство Даждьбога. Оба яруса вместе - "небеса", т.е. множественное число. В терминах современной эпохи эти ярусы можно назвать "дальним и ближним Космосом". СВАРОЖИЧ - сын Сварога. Бог Земного Огня. Брат и сподвижник Даждьбога. ЯРИЛО - весенняя ипостась Сварога, божество весеннего плодородия. В украинском языке "Ярь" - весна, ярый - молодой, полный сил, страстный. Торжества в честь Ярило начинались на масленицу, в преддверии весны. Пели веснянки, вызывания, для того , чтобы весна могла явится (проявленной в Яви), т.е. материализоваться. Пасха у некоторых славянских родов носила характер Ярилиных торжеств, когда Ярило начинает набирать свою мощь. Июнь был Ярилиным днем, Семиком, посвященным его расцвету, В последствии этот праздник был привязан к переходящему церковному дню Троицы. И . наконец, похороны Ярило, принесение его в жертву после образования колосьев нового урожая. ВОЛОС(ВЕЛЕС, ВЕЛС) - славянский бог богатства, "скотьий бог", по другим источникам - благожелательное божество подземного мира, аналог греческому Плутону. ЧЕРНОБОГ - властитель подземного мира, представитель тьмы. С ним связаны отрицательные понятия "черная душа"(человек, погибший для благородства), "черный день"(день бедствия".Чернобог изображался облаченным в броню. Имея лицо, исполненное ярости, он держал в руке копье, готовое к поражению или больше - нанесению всяких зол. Ему в жертву приносили кроме коней, пленных и специально представленных для этого людей. Все народные бедствия приписывались Чернобогу и молились ему для их отвращения. БЕЛОБОГ - Бог удачи и счастья. Противопоставляется Чернобогу. ПЕРУН - Бог грозы и грома. Связан с военной функцией и соответственно считался покровителем военной дружины и ее предводителя - князя, особенно на Руси. Его представляли в виде Идола с деревянной головой, серебрянными волосами и золотыми усами. Главным оружием его были камни и стрелы. Разъезжает на коне или колеснице и поражает своим оружием змеевидного врага (аналог скандинавского Тора). Дерево, посвященное Перуну - дуб, день - четверг. Перун является одной из ипостасей Даждьбога, выдвинувшегося на первое место в условиях военных походов на Балканы VI в Р.Х. и в процессе создания государственности Киевской Руси IX - X вв. Как покровитель воинов, оружия, войн. После христианизации уподоблен пророку Илье. БАГ - БОГ - Бог, славянское имя греческого Вакха, чье имя стало прототипом имени Bagh и Bog или Bogh, по-русски - Бог. ЧУР - дух границ, одно из древнейших божеств - берегинь. Произошло от "щур" - родитель. Земля, в которой покоились предки (пращуры) какого- либо рода и которая переходила, наследуясь, из рода в род, считалась неприкосновенной. По поверьям многих племен, души тех, кто не уважает святости границ, передвигает межевые камни (столбы), хозяйничает на земле чужих предков, подвергаются проклятию, после смерти блуждают без пристанища. Или души таких людей вечно принуждены таскать камни и носиться по полям, нигде не находя покоя, Заметить их можно по блуждающим огонькам. Чур связан с миром. Он освящает и защищает право собственности (чур - мое!), оседлость человека на земле, гуманные, нравственные принципы, все делит по справедливости (чур-пополам!, чур-вместе!). Со словом Чур связаны "чъерт", "очерт", "очерчивать". Праславянское "чъерт" - проклятый, возможно, нарушивший границы, межевые, географические, а затем, неизбежно нравственные, подменяющий добро злом. РОД - Древний, первоначально не персонифицированный бог славян, оплодотворяющее начало, дающее жизнь. Отождествлялся с греческим Фаллосом. Позже унифицировался в верховного бога и у разных племен, получил различные персонификации: Яровит, Световид, Ригевит и т.д. Дух предков, покровитель дома и семьи. Позже так стал называться коллектив кровных предков, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. КОЛЯДА - славянская персонификация (от "коло" - колесо) возрождающегося Солнца после зимнего периода - "смерти" природы, рождение света и тепла. Колядин День был днем зимнего солнцеворота, посвященный рождению Бога Крышня (22 - 25 декабря). В дохристианской Руси его изображали маленьким мальчиком, летящим по небу, на ладошке у Коляды был нарисован правосторонний знак солнечного коловорота - "Сваст Асту" ( в переводе с санскрита - "Да будет благо всем!"), именуемый на Руси - Коловрат или Посолонь (рассеивание, засеивание, производится броском руки вправо). В ритуалах, посвященных празднованию Коляды, он изображался в виде Коло с семью спицами, каждая из которых, окрашена в определенный цвет. В середине Коло зажигался огонь (фонарь, свеча). Коло было скручено соломой с колосьями, в которых еще было зерно. По окончании праздника Коло сжигали за деревней и с криками, песнями и музыкой, гоняли его по сугробам, в знак близкой весны. КРЫШНЯ (КРЫШЕНЬ, КРИШТО) - по мнению исследователей Иисус из Назарета, проповедовал духовное наследие Бога Кристо (Христо), изученное в Индии и Бенгалии, за что получил прозвище, ставшее Его фамилией - Христос. В греческом языке частица "ос" выполняет функцию принадлежности к роду, т.е. Христос - сын Христо (Кристо, Кришты, Кришны). Люди, поклоняющиеся Кришто, назывались криштианами (кристианами, крестьянами). РОЖАНИЦЫ (МАКОШЬ) - древнее, первоначально не персонифицированное, божество славян, женское рождающее начало, дающее жизнь всему живому: человеку, растительному и животному миру. Позже, унифицировалось в верховного бога, и у разных племен получила различные персонификации: Макошь, Златая Баба, Дидилия, Зизя и т.п. Являлась посредницей между небом и землей. В весеннем цикле, Макошь (Мать Урожая), изображалась с воздетыми к небу руками с мольбой к Верховному божеству о солнце и дожде, для только что посеянных семян, а в летнем и осеннем циклах - с опущенными руками, к земле, уже произрастившей растения. Макошь (Мокошь) - единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол стоял на вершине холма, рядом с кумирами Перуна и других божеств.
Источник: http://www.biker.kiev.ua/stat/nwmg/SlavTraktat/2.html |