Демон (от греч. daimon), в древнегреческой религии и мифологии - всякое
не определяемое более точно божество, способствующее или препятствующее
человеку в исполнении его намерений; в христианской религии - злой дух,
бес, дьявол.
С Люцифером пределы рая покинула треть ангельского воинства,
трансформировавшегося в легион демонов. Библейская форма счисления -
"имя его легион" - служила основанием для утверждения о невозможности
определения точного числа когорты бесов. В некоторых демонологических
сочинениях XVI в. авторы насчитывали 6660000 падших ангелов,
возглавляемых 66 князьями. М. Пселл классифицировал демонов по ареалу
обитания: огненные, воздушные, земные, водяные, подземные,
светобоязненные (последние особо опасны для человека, поскольку в
ночное время они фактически неуязвимы). Немецкий инквизитор П.
Бинсфельд (1589) составил классификацию демонов, дифференцируя их по 7
категориям греха, характерным для человека: Люцифер олицетворял
гордыню, Маммона - алчность, Асмодей - разврат, Сатана - гнев,
Вельзевул - обжорство, Левиафан - зависть, Бельфегор - праздность. В
одной из позднейших демонологических классификаций, составленных
английским оккультистом Ф. Барретом в 1801 (его сочинения эпатировали
читателей рационалистической эпохи), предлагалась иная структура
демонического легиона. Маммона провозглашался князем
искусителей и соблазнителей, Асмодей - мстителей, Сатана - обмана (он
обслуживал заклинателей и ведьм), Вельзевул - ложных богов, Пифон -
духов лжи, Велиал - вместилищем порока (он покровительствовал игре в
карты и кости), Мерихим - духов, вызывающих заболевания, Аббадона -
войн, Астарот - обвинителей и инквизиторов.
Поскольку демоны являлись восставшими ангелами, их иерархия была
установлена в соответствии с ангельской традицией. Причем все "князья"
- начальники ангельских чинов, присоединились к дьяволу. Вакантные
места на небе, освободившиеся в связи с уходом трети ангелов, заняли
"Святые". Для рядового христианина демонологические знания имели
прагматическое значение, поскольку бороться со злом и искушением
следовало не абстрактно, а подразумевая определенного демона как
персональный источник того или иного греха. Кроме того, каждому демону
соответствовал небесный противостоятель, непосредственно к которому и
следовало апеллировать в борьбе с тем или иным бесом. В частности,
антитезой Люцифера стал Иоанн Креститель, противопоставивший греху
гордыни добродетель смирения.
Первый демонический лик возглавлял Вельзевул, являвшийся прежде
князем серафимов и занимавший вторую строчку в ангельской иерархии.
Вельзевул склоняет людей к гордыне, как к хронологически первому греху
в природе. В его услужении находятся мухи, считавшиеся христианами
"нечистыми тварями". Небесный противник Вельзевула - святой Франциск.
Левиафан - второй князь в иерархии серафимов, который наряду с
Люцифером и Вельзевулом возглавил восстание против Господа. Он склоняет
к грехам, прямо противоречащим вере, и считается предводителем
еретиков. Противостоятель главы еретической корпорации - пастырь Церкви
Христовой апостол Петр. Левиафан изображался в образе крокодила,
олицетворяя морскую стихию и хаос таласократических держав.
Теллурократическую государственность олицетворяло чудовище - бегемот.
Мясо убитого Левиафана будет служить пищей праведников в день Страшного
Суда.
Асмодей продолжает носить ангельскую личину, оставаясь серафимом до
сегодняшнего дня. Он соблазняет людей роскошью и является князем
желаний. Согласно иудейскому мифологическому преданию, Асмодей
преследовал Сарру, препятствуя ей вступить в брак. Он умерщвлял всех
предполагаемых мужей праведницы. Только святой Товия при содействии
Яхве сумел стать супругом Сарры. С тех пор Асмодей выступает как
разрушитель брака и покровитель прелюбодеяния. Иудейский царь Соломон
опоил Асмодея, связал его посредством силы магического перстня и
использовал силу демона при воздвижении Иерусалимского
храма. Но с помощью хитрости Асмодей выведал тайну перстня, похитил его
и забросил Соломона за тысячу земель от Иерусалима. Приняв облик
иудейского царя, он некоторое время правил Израилем. Но демон выдал
себя, преступив табу кровосмешения, вследствие чего был изобличен как
самозванец. Противостоятель - Иоанн Креститель.
Князем херувимов является Бальберит, который склоняет людей к
самоубийству, склокам и злословию. Его противостоятель - Варнава.
Астарот - князь Престолов. Он любит пустое времяпрепровождение, а
потому поощряет лень и праздность. Противостоятель - Варфоломей. Веррен
- князь Престолов 2-й степени, вызывает у людей нетерпимость.
Противостоятель - Доминик. Грессил - третий в ряду Престолов, склоняет
к нечистоте и неряшливости. Противостоятель - Бернар. Соннелон замыкает
иерархию князей первого лика. Он возбуждает в людях ненависть к врагам.
Противостоятель - Стефан.
Второй лик открывает Карро - князь Властей, склоняющий к
жестокосердию. Противостоятель - Винцент. Карниван - второй князь в
чине Властей, поощряет непристойность и бесстыдство. Противостоятель -
Иоанн Богослов. Князь Господств Элле выступает подстрекателем к
нарушению обета бедности. Противостоятель - Мартин. Розье - второй чин
в структуре Господств, обладает сладким голосом, посредством которого
склоняет людей к любострастию. Его противостоятелем выступает Василий,
в силу того что святой не слышит речей демона. Князем Начал является
Верье, который склоняет людей к нарушению обета послушания. Он делает
шею людей жесткой, подобно железу, что не позволяет им склонить ее в
поклоне. Противостоятель - Бернар.
Третий лик возглавляет князь Сил Велиал, который склоняет к
высокомерию. Его противостоятель - Франциск Польский, прославившийся
кротким нравом и человеколюбием. Велиал также является покровителем
моды, заставляя дам стремиться украсить себя в соответствии с ней. Он
отвлекает людей во время исполнения ими богослужебных ритуалов. Князем
архангельского чина выступает Оливий, который склоняет людей быть
безжалостными по отношению к бедным. Противостоятель - Лаврентий.
В тех случаях, когда дьявол материализуется, принимая свой истинный
облик, он предстает перед глазами смертных в виде черного человека с
когтями, хвостом, рогами и копытами на задних лапах. Малороссы также
изображали его во фраке, шляпе, сапогах и перчатках, т. е. с чертами
внешности немца. Архетип "чужака" являлся важным мотивом
конструирования демонологического мира.
Демоны предстают перед людьми в разных обличьях, но чаще всего в
образе инкубов (подобие мужчин) и суккубов (подобие женщин). Цель
дьявола заполнить мир своими потомками. Но, имея ангельскую природу, он
является бесполым существом. Устраняя данное препятствие, дьявол идет
на хитрость. Первоначально, принимая обличье суккуба и вступая в
половые отношения с мужчинами, он забирает у них семя. Демон похищает
семя и у мужчин, занимающихся самоудовлетворением, осуждаемом в
христианстве как бесовское действо потворства преисподней. Затем,
превратившись в инкуба, дьявол оплодотворяет женщин. По свидетельству
ведьм, подвергшихся инквизиционному дознанию, специфика сексуальных
контактов с демоном заключается в жгуче холодном состоянии его полового
органа. Считалось, что нельзя быть ведьмой и не вступать в половые
отношения с демонами. Потому особо подозрительными в глазах инквизиции
выглядели одиноко живущие женщины. Самым серьезным доводом против
обвинения Жанны д’Арк в ведьмовстве являлась ее девственность. Ведьмы
вызывали дьявола, ложась спать на левом боку, что было предосудительно
для христиан. Демоны особенно любили нападать на монахинь, насилуя их
во сне, если те легкомысленно засыпали на левой стороне. Число инкубов
превышает количество суккубов в 9 раз, потому что женщины более
похотливые существа и чаще грешат с демонами. Особо много дьявольского
потомства было рождено Евой в период разлуки с Адамом, который
продолжался 130 лет. Изгнанные из рая, первые люди, в период поиска
друг друга, удовлетворяли половую страсть, сожительствуя с
демоническими существами. Известно историческое свидетельство,
относящееся к папе римскому Сильвестру II, который на смертном одре
признался, что ему в течение всей жизни помогал некий суккуб. После
смерти первосвященника его могила покрылась влагой, что было
интерпретировано как слезы суккуба.
Низшую ступеньку демонических существ представляют полтергейсты
(polter - шум или гам, geist - дух). Они причиняют мелкое вредительство
человеку: передвигают предметы, бросают камни, похищают вещи, совершают
поджоги, вызывают шумы.
Самые распространнеые классификации демонов:
1. По местам обитания.
Этот тип классификации восходит к неоплатоническим представлениям о том, что
не все демоны абсолютно злы и не все непременно должны обитать в Аду. Особое
распространение в средние века получила классификация духов Михаила Пселла:
- огненные демоны - обитают в эфире, области разреженного воздуха над луной;
- воздушные демоны - обитают в воздухе под луной;
- земные демоны - населяют землю;
- водяные демоны - живут в воде;
- подземные демоны - пребывают под землей;
- люцифуги или гелиофобы - светоненавистники, обитаящие в самых отдаленных
глубинах ада;
2. По роду занятий.
Довольно произвольная классификация, предложенная в 15 в. Альфонсом де Спиной.
К этой схеме можно предъявить целый ряд претензий: многие из характерных
демонских функций остались за ее пределами, к тому же практически невозможно
отнести того или иного из известных демонов к определенной категории.
- Парки - женщины, прядущие нить судьбы, которые на самом деле демоны;
- Полтергейсты - демоны, шалящие по ночам, передвигающие вещи и совершающие
другие мелкие пакости;
- Инкубы и суккубы - соблазняющие в основном монахинь;
- Марширующие демоны - обычно прибывают толпами и производят много шума;
- Служебные демоны - прислуживают ведьмам, едят и пьют вместе с ними;
- Демоны кошмаров - приходят во снах;
- Демоны, образующиеся из семени и его запаха при половом акте;
- Демоны-обманщики - могут являться в образе мужчин или женщин;
- Чистые демоны - нападают только на святых;
- Демоны, которые обманывают старух, внушая им, будто они летали на шабаш.
3. По чинам.
Исходя из того что демоны - падшие ангелы, некоторые демонологи (И.Виер, Р.Бертон)
предположили наличие в аду системы из девяти чинов, подобной ангельской
иерархии Дионисия. Эта система в их изложении выглядит так:
- Первый чин - Псевдобоги, те, кто выдает себя за богов, их князь Вельзевул;
- Второй чин - Духи лжи, дурачащие людей предсказаниями, их князь Пифон;
- Третий чин - Сосуд беззаконий, изобретатели злых дел и порочных искусств, их
возглавляет Велиал;
- Четвертый чин - Каратели злодеяний, мстительные дьяволы, их князь Асмодей;
- Пятый чин - Обманщики, те, кто совращает людей лжечудесами, князь - Сатана;
- Шестой чин - Воздушные власти, наводящие заразу и другие бедствия, ими
руководит Мерезин;
- Седьмой чин - Фурии, сеятели бед, раздоров и войн, ими правит Абаддон;
- Восьмой чин - Обвинители и соглядатаи, под предводительством Астарота;
- Девятый чин - Искусители и злопыхатели, их князь Маммона.
4. Планетарная классификация.
Духов издревле соотносили с небесными светилами. Еще в древнем "Ключе
Соломона" автор утверждает, что есть "духи неба Сатурна", называемые "Сатурнийцами",
имеются духи "Юпитерцы", "Марсианцы", "Солнечные", "Венериты", "Лунные" и "Меркурианцы".
Корнелий Агриппа в четвертой части "Оккультной философии" дает подробное
описание каждой категории:
- Духи Сатурна. Они являются обыкновенно в теле длинном и тонком с лицом,
выражающим бешенство. У них четыре физиономии: первая сзади головы, вторая -
спереди, а третья и четвертая на каждом колене. Цвет их черный - матовый.
Движения подобны порывам ветра; при их появлении получается впечатление
колебания почвы. Признак - земля кажется белее всякого снега. Образы,
принимаемые ими в исключительных случаях: Бородатый король, едущий верхом на
драконе. Бородатый старик, старуха, опирающаяся на палку. Боров. Дракон. Сова.
Темная одежда. Коса. Можжевельник.
- Духи Юпитера. Они являются в теле полнокровном и желчном, среднего роста,
в ужасном волнении, взгляд очень кроткий, речь приветливая, цвет напоминает
железо. Их способ передвижения подобен молнии при громе. Признак - появляются
у самого круга люди, имеющие вид пожираемых львами. Образы, принимаемые ими в
исключительных случаях: Король с обнаженным мечем, едущий на олене. Человек в
митре и длинной одежде. Девушка в лавровом венке и украшенная цветами. Бык.
Олень. Павлин. Лазоревое платье. Меч. Буксус.
- Духи Марса. Они появляются длинные и желчные; вид очень безобразный,
цвета смуглого и несколько красноватого, с оленьими рогами и когтями грифа.
Они ревут, как сбесившиеся быки. Их порывы подобны огню, который ничего не
щадит. Признак - можно подумать, что около круга сверкает молния и гремит гром.
Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Вооруженный король едущий
верхом на волке. Красная одежда. Вооруженный человек. Женщина со щитом при
бедре. Козел. Лошадь. Олень. Руно шерсти.
- Духи Солнца. Они являются обыкновенно в теле широком и большом, плотные и
полнокровные. Их цвет подобен золоту, окрашенному в кровь. Появление сходно с
заревом на небе. Признак - вызывающий чувствует себя покрытым потом. Образы,
принимаемые ими в исключительных случаях: Король со скипетром, верхом на льве.
Царь в короне. Королева со скипетром. Птица. Лев. Одежда цвета золота или
шафрана. Скипетр. Колесо.
- Духи Венеры. Они появляются в красивом теле; среднего роста; их вид
очарователен и приятен; цвет - белый или зеленый, с позолотой сверху. Походка
подобна яркой звезде. Признак - резвящиеся у круга девушки, приглашающие к
себе вызывающего. Образы, принимаемые ими в исключительных случаях: Король со
скипетром, едущий верхом на верблюде. Девушка, восхитительно одетая.
Обнаженная девушка. Коза. Верблюд. Голубка. Одежда белая и зеленая. Цветы.
Трава. Казацкий можжевельник.
- Духи Меркурия. Они появляются в теле среднего роста; холодны, влажны,
прекрасны, приветливо красноречивы. С человеческой внешностью, они походят на
вооруженного солдата, который сделался прозрачным. Они приближаются, как
серебристое облако. Признак - вызывающего охватывает ужас. Образы, принимаемые
ими в исключительных случаях: Король, едущий верхом на медведе. Прекрасный
юноша. Женщина, держащая прялку. Собака. Медведь. Сфинкс. Пестрое платье.
Розга. Палка.
- Духи Луны. Они обыкновенно появляются в теле большом, широком, вялом и
флегматичном. Цветом они напоминают мрачную и темную тучу. Их физиономия
одутловата, глаза - красные и слезящиеся. Плешивая голова украшена выдающимися
кабаньими клыками. Они движутся с быстротой сильнейшей бури на море. Признак -
проливной дождь у самого круга. Образы, принимаемые ими в исключительных
случаях: Король с луком, сидящий на лани. Маленький ребенок. Охотница с луком
и стрелами. Корова. Маленькая лань. Гусь. Зеленое или серебристое одеяние.
Дротик. Человек с несколькими ногами.
5. По областям влияния.
Классификация, предложенная жрицей современной демонолатрии Стефани Коннолли,
является, пожалуй, наиболее удобной для практикующих заклинателей, вызывающих
демонов для определенных целей. Согласно С.Коннолли основные сферы влияния
демонов таковы:
- Любовь-Вожделение (к этой категории относятся Асмодей, Астарот, Лилит и
др.)
- Ненависть-Месть-Гнев-Война (Андрас, Аббадон, Агалиарепт и др.)
- Жизнь-Исцеление (Веррин, Верье, Велиал и др.)
- Смерть (Эврином, Ваалберит, Бабаэль)
- Природа (Люцифер, Левиафан, Дагон и др.)
- Деньги-Процветание-Удача (Бельфегор, Вельзевул, Маммон и др.)
- Знание-Тайны-Колдовство (Ронве, Пифон, Делепитора и др.)
Демоницы
Демоницы (демонихи, демонессы, женские демоны и т. д.) – демоны женского пола.
Как и демонов, демониц рассматривают как падших ангелов. Яркий пример этого –
Барбело. Согласно легенде, до своего падения она была самым красивым ангелом,
наряду с Люцифером. Также самые известные из демониц – суккубы, считаются
поверженными ангелами. Однако Лилит (верховная демоница) имеет иное
происхождение. Она, как и Наама, до того как стала демоницей, была смертной.
Кроме того, демоницами могут называться дочери демонов.
А теперь о самых известных демонах женского пола, подробнее. В
каббалистической литературе часто упоминаются четыре "матери демонов ": Лилит,
Наама, Аграт и Махаллат - они посылают подвластных им духов творить зло.
Иногда они собираются на горах, где обсуждают будущие злые дела и вступают в
половые сношения с Самаэлем (реминисценция представлений о бесовском шабаше у
христианских народов). Часто этот список матерей демонов (или точнее жён
Сатаны) изменяется. Постоянными в нём являются: Наама, Лилит и Аграт.
Четвёртой к ним добавляли то, уже упоминавшуюся, Махаллат, то Негу (демоницу
чумы), то Ишет Зенуним (демоницу блуда), то некую Эвен Маскит. Иногда к жёнам
Дьявола причисляют демоницу Елизаздру, которая, наряду с Лилит, считаеться
верховной демоницей. Кстати о верховных демоницах, небезизвестная римская
богиня подземного царства Прозерпина, причисленная к демонам, как и многие
языческие божества, также называется главной среди демониц. Говоря об
известных женских демонах, нельзя не вспомнить Ламию. Ламия – древнегреческий
демон-вампир, успешно перешла из язычества в христианство, где фактически была
отождествлена с Лилит.
Практически во всех списках и иерархиях демонов демоницы занимают довольно
низкое положение. Это послужило главной причиной, того, что среди демонов
известно очень мало “дам”.
|